О проекте

Навигатор государственного сервиса для социально ориентированных НКО направлен на решение задачи снижения барьеров доступа к информации, необходимой СОНКО, производителям социальных слуг, при взаимодействии с органами власти и органами местного самоуправления. Навигатор в простой и доступной форме предоставляет информацию о процедурах и условиях получения СОНКО государственных услуг и государственных мер поддержки при ведении своей деятельности.

Услуги классифицированы по ряду признаков и представлены в виде единого Каталога с возможностью удобной фильтрации. Логика обращения с фильтром проста: чтобы получить информацию об адекватном выборе услуг, необходимо указать в какой «жизненной ситуации» находится НКО (регистрация, получение помещения, доступ к госзаказу, доступ к участию в тематических выставках и каталогах, сдача отчетности и налоговых деклараций, проведение проверок контрольно-надзорными органами и т.п.). Далее услуги фильтруются по назначению, органу власти, а также по категориям получателей и сферам их деятельности. Также возможен поиск услуг по тегам (ключевым словам).

Государственная услуга, предоставляемая ФОИВ, органом государственного внебюджетного фонда, РОИВ, а также ОМСУ при осуществлении отдельных государственных полномочий - деятельность по реализации функций органа власти, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

Муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения.

Социальные услуги (в широком смысле) - услуги, которые оказывают бюджетные учреждения социальной сфере: социальное обслуживание, здравоохранение, культура, образование.

Финансовая поддержка СО НКО

Главной целью финансовой поддержки СО НКО осуществление целевого финансирования отдельных социально ориентированных программ и проектов, позволяющего обеспечить и раскрыть внутренний потенциал СО НКО, привлечь их к производству социальных услуг и обеспечить их поступательное развитие и повышение конкурентоспособности, а также устранение неблагоприятного положения СО НКО на рынке кредитных ресурсов в силу их недостаточной финансовой устойчивости.

    СО КО могут предоставляться следующие виды субсидии:
  • субсидии на реализацию социально значимых проектов (на основании конкурсного отбора);
  • субсидии на оказание социальных услуг и работ;
  • субсидии на компенсацию издержек СО НКО, реализующим социально значимые проекты (возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) социальных услуг и работ);
  • целевая потребительская субсидия для оказания государственных (муниципальных) услуг;
  • нецелевые потребительские субсидии гражданам, нуждающимся в определенных социальных услугах, которые могут быть получены гражданами у негосударственных поставщиков.

Кроме этого, органами государственной власти и органами местного самоуправления могут проводиться специализированные конкурсы на предоставление субсидий для поддержки инфраструктурных проектов СО НКО, в том числе проектов по осуществлению деятельности ресурсных центров СО НКО, по организации обучающих программ для СО НКО, по организации информационной поддержки СО НКО через обеспечение функционирования специализированных порталов поддержки СО НКО и пр.

Имущественная поддержка СО НКО

Главной целью имущественной поддержки СО НКО является развитие материально-технической базы деятельности СО НКО, позволяющей обеспечить и раскрыть потенциал СО НКО в решении социальных задач, привлечь их к производству социальных услуг, а также устранение неблагоприятного положения СО НКО, создавшееся из-за недостатка материально-технических и финансовых ресурсов для деятельности НКО на предыдущем этапе их существования.

    Имущественная поддержка СО НКО может осуществляться следующими способами:
  1. передача СО НКО государственного или муниципального имущества (за исключением земельных участков), не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в безвозмездное пользование или в аренду (в том числе по льготным ставкам арендной платы);
  2. установление для СО НКО льготных ставок арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности;
  3. закрепление государственного или муниципального имущества на праве оперативного управления за государственным или муниципальным учреждением, созданным для оказания поддержки СО НКО, для последующего предоставления такого имущества в пользование указанным организациям как для осуществления постоянной деятельности, так и для проведения отдельных мероприятий (в соответствующих случаях – с согласия уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления);
  4. предоставление СО НКО, работающим в определенной тематической сфере, помещений, закрепленных на праве оперативного управления за государственными или муниципальными учреждениями соответствующего профиля (дома культуры, библиотеки, досуговые центры, образовательные учреждения и т.д.), по договорам аренды и безвозмездного пользования.

Предоставление имущественной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям первым способом на федеральном уровне регулируется постановлением Правительства Российской Федерации № 1478 «Об имущественной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций» от 30 декабря 2012 года, предусматривающем формирование перечня федерального имущества, которое может быть предоставлено во владение и (или) в пользование социально ориентированным некоммерческим организациям, а также порядок и условия предоставления федерального имущества, включенного в указанный перечень.

Имущество может предоставляться СО НКО на долгосрочной основе в соответствии с пунктами 7 и 8 статьи 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а также в ином порядке, если он предусмотрен законом субъекта Российской Федерации или решением представительного органа местного самоуправления.
Согласно пунктам 7 и 8 статьи 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местные администрации вправе утверждать перечни государственного и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав некоммерческих организаций). Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) социально ориентированным некоммерческим организациям. Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах утвердивших их органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций.

Информационная поддержка СО НКО
    Информационная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций может осуществляться в виде:
  • создания информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях поддержки СО НКО;
  • размещения информационных материалов о деятельности СО НКО в телевизионном и радиовещательном эфире, а также в печатных средствах массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются органы государственной власти (муниципального образования);
  • предоставления площадей для печати, времени телевизионного и радиовещательного эфиров в СМИ для распространения информационных материалов и распространения социальной рекламы в средствах массовой информации (далее - СМИ), в том числе учредителями (соучредителями) которых являются органы государственной власти субъекта Российской Федерации (органы местного самоуправления);
  • включения квоты площадей для освещения деятельности СО НКО и их информационной поддержки в печатных СМИ при заключении договоров с уполномоченными органами (в случае присутствия такой практики в субъекте Российской Федерации и муниципальном образовании);
  • проведения конкурсов проектов для получения субсидий на распространение социальной рекламы;
  • организации целевого распространения информации, адресованной СО НКО, в том числе посредством целевых адресных электронных рассылок;
  • содействия в создании и работе Интернет-сайтов СО НКО и информационно-просветительских ресурсов;
  • публикаций инструктивных, справочных материалов, бюллетеней, каталогов, справочно-информационных и иных изданий, способствующих решению проблем СО НКО;
  • организации информационных семинаров, конференций и иных мероприятий, направленных на повышение информированности СО НКО.

Под информационным порталом понимается информационная система, объединяющая и представляющая в сети Интернет общественно значимую информацию о реализации государственной (муниципальной) политики в сфере поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.
Адрес информационного портала либо ссылку на него целесообразно размещать для всеобщего сведения на официальном сайте субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Размещение информации на информационном портале СО НКО в сети Интернет проводится как органами государственной власти или органами местного самоуправления, так и СО НКО.

Поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев СО НКО

Одним из ведущих факторов обеспечения социальной эффективности и результативности СО НКО является уровень развития человеческого потенциала, качество управления и работы руководителей, персонала и добровольцев СО НКО. В связи с этим определяющую роль играет наличие навыков и опыта, уровень компетенции специалистов и добровольцев СО НКО.
Конечными целями мероприятий по подготовке кадров в сфере СО НКО являются снижение барьеров, связанных с отсутствием необходимых знаний и навыков о ведении некоммерческой деятельности у сотрудников и добровольцев вновь образованных СО НКО, и повышение качества управления и развитие существующих социально ориентированных некоммерческих организаций, в т.ч. в направлениях, необходимых для решения актуальных социальных задач, обеспечение НКО специалистами.

    Поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев социально ориентированного некоммерческого сектора ведется в следующих направлениях:
  • поддержка создания и развития кадрового потенциала СО НКО;
  • формирование, развитие и совершенствование системы образовательной поддержки социально ориентированной некоммерческой деятельности.

Кроме того, к данному направлению поддержки, как правило, относят образовательные мероприятия и программы по обучению государственных (муниципальных) служащих в сфере государственной (муниципальной) поддержки СО НКО.
Примером меры по реализации данного направления поддержки СО НКО является деятельность Министерства экономического развития Российской Федерации, которое в 2012 году в составе государственной образовательной поддержки СО НКО реализовало программу обучения работников СО НКО, а также муниципальных и государственных служащих по вопросам поддержки деятельности СО НКО. Учебно-методический комплекс и программа в формате краткосрочного повышения квалификации были разработаны Национальным исследовательским университетом Высшая школа экономики. Российская академия народного хозяйства и государственной службы обеспечивала организацию и ведение учебного процесса.

Предоставление налоговых льгот социально ориентированным некоммерческим организациям

С целью стимулирования развития детальности СО НКО и создания недискриминационных налоговых условий деятельности некоммерческих организаций в сравнении с государственными (муниципальными) учреждениями и коммерческими организациями, социально ориентированным некоммерческим организациям могут предоставляется налоговые льготы.
С учетом установленного статьей 12 Налогового кодекса Российской Федерации деления налогов на виды органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать льготы по двум видам налогов:
– по региональными налогам;
– по федеральным налогам в части, подлежащей зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации.
Органы местного самоуправления вправе устанавливать льготы только по местным налогам.
Основы регулирования предоставления налоговых льгот содержатся в налоговом кодексе Российской Федерации. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления определяют налоговые ставки, порядок и сроки уплаты: земельного налога, налога на имущество организаций и транспортный налог, которые уплачиваются некоммерческими организациями.

Региональные механизмы содействия реализации муниципальных программ поддержки СО НКО

Механизмы содействия реализации муниципальных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций являются формой косвенной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации могут оказывать содействие органам местного самоуправления по вопросам поддержки СО НКО, в том числе путем:
– содействия муниципальным программам поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций;
– методического обеспечения органов местного самоуправления и оказания им содействия в разработке и реализации мер по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций на территориях муниципальных образований.
Содействие муниципальным программам поддержки СО НКО может осуществляться путем предоставления на конкурсной основе субсидий из регионального бюджета на реализацию муниципальных программ поддержки СО НКО.
В рамках реализации программ на муниципальном уровне в мероприятия программы могут быть включены:
– финансовая поддержка СО НКО и общественных инициатив ( в т.ч и органов ТОС, которые не зарегистрированы юридически как СО НКО) через конкурсные процедуры. Также возможна финансовая поддержка через возмещение части затрат на аренду, возмещения транспортных расходов членов социально ориентированных некоммерческих организаций (может быть заложена в региональной программе поддержки СО НКО и по отдельному конкурсу, организованному уполномоченной организацией);
– имущественная поддержка (предоставление помещений, предоставление оборудования);
– обучение членов СО НКО и представителей общественности;
– поддержка ресурсных центров на муниципальном уровне (в форме НКО через конкурсные процедуры) и осуществление координации деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций;
– проведение мероприятий на местном и межмуниципальном уровнях (фестивали, форумы и т.д);
– конкурсы поощрения общественных инициатив и социально ориентированных некоммерческих организаций, поощрения предоставления нефинансовой отчетности НКО;
– информационная поддержка деятельности СО НКО, проведение исследований и анализа развития НКО на муниципальном уровнях;
– другое.

Поставщики социальных услуг

Можно выделить широкое и узкое понимание «поставщика социальных услуг».
Узкое понимание дано в Федеральном законе от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»:
Поставщик социальных услуг - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание.
Социальная услуга - действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.
В широком понимании «поставщик социальных услуг» может быть определен юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и/или индивидуальный предприниматель, предоставляющие услуги в социальной сфере. К социальной сфере может быть отнесено – сфера социального обслуживания, социальной защиты, социального обеспечения, здравоохранения, образования, культуры и спорта.
К таким услугам может быть отнесено: услуги дошкольного образования; услуга ухода и присмотра за детьми (детские сады без лицензии); услуги дополнительного образования детей; медицинское обслуживание и сопровождение беременных женщин; патронаж лежачих больных, больных и инвалидов; санитарное и медицинское просвещение (просветительские программы для больных с различными заболеваниями, астмашкола например); услуги для престарелых и их семей (геронтологические центры, психоневрологические интернаты, дома-интернаты для престарелых и инвалидов); реабилитационные услуги для инвалидов; консультационные услуги для семей в трудной жизненной ситуации; выявление и сопровождение семей, находящихся в социально опасном положении; круглосуточный уход на дому; социальные гостиницы и центры социальной адаптации бездомных и др.

Для более точного определения является ли Ваша организация поставщиком социальных услуг, разберем в самом широком смысле, что такое услуга.
Услуга:

  • результат, по меньшей мере, одного действия, обязательно осуществленного при взаимодействии поставщика и потребителя, и, как правило, нематериальный (ГОСТ Р ИСО 9000-2008).
  • действие или деятельность, совершенные одним лицом (физическим или юридическим) в интересах другого лица;
  • блага, предоставляемые в форме деятельности;
  • любая деятельность или благо, которую одна сторона может предложить другой.

По ГОСТу Р 50646-94:

  • материальная услуга – услуга по удовлетворению материально-бытовых потребностей потребителя услуг;
  • социально-культурная услуга (нематериальная услуга) – услуга по удовлетворению духовных, интеллектуальных потребностей и поддержанию нормальной жизнедеятельности потребителя.
  • ГОСТ «Социальные службы»:
  • социальная услуга - действия социальной службы, заключающиеся в оказании социальной помощи клиенту для преодоления им трудной жизненной ситуации.

Свойства услуги:

  • неосязаемость - услугу нельзя потрогать или продемонстрировать;
  • неотделимость - услугу нельзя отделить от ее источника, независимо от того, предоставляется она человеком или машиной;
  • непостоянство качества - качество услуги зависит от того, кто, когда и как ее предоставляет;
  • недолговечность - услугу нельзя хранить с целью последующего использования.

В этом смысле важно отделить социальные услуги организации от проектной деятельности. Проект, как правило, направлен на достижение конкретных целей; имеет ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом; деятельность по преобразованию социальной действительности, решению общественно-значимой проблемы, результатами которой является создание специфических социальных или культурных продуктов или услуг, приносящих пользу обществу.
Тогда как социальная услуга в большей степени текущая деятельность организации в соответствии с уставными целями и регулярно повторяемая. Но проект может запускать предоставление социальной услуги, например, как апробация технологии или оценка целесообразности/полезности ее оказания.